Меню сайта
Разделы
О городе Шуя [3]
Об Ивановской области [0]
О людях [1]
О музейных экспонатах [1]
Все статьи » Раздел: О музейных экспонатах


Икона "Николай Чудотворец" конец XIX - нач.XX века

Материал: дерево, металл.
Размер: 44х53 мм


Данная икона представляет собой хромолитографию (печать) на металле. Такие иконы в России в конце XIX - начале XX века  производили две конкурирущие между собою фирмы. Владельцами этих фирм были А. Жако и В.Бонакер. Иконы эти крайне недолговечные, хорошо сохраняются только в сухом, лишенном влажности месте.
Что касается состояния, то оно плачевное. Материал - это жесть, лужение, печать. В тех местах, где видна коррозия (ржавчина) живопись утрачена.

Хромолитографические иконы на металле начали производить в России столетие назад для небогатых слоев россиян, и в первую очередь для сельских жителей. Такие иконы обладали высокими художественными достоинствами и были, конечно, значительно дешевле деревянных. Однако иконы на металле недолговечны и почти не поддаются реставрации. К сожалению, до нашего времени их сохранилось очень мало.

Обычно историки искусства и антиквары игнорировали эти произведения, придерживаясь правила, введенного известным исследователем византийского и древнерусского искусства - Никодимом Кондаковым. Ученый считал изготовление печатных икон "фальсификацией" православного образа и видел в нем серьезную угрозу традиционному иконописному промыслу. Такого же мнения придерживались и многие современники Кондакова, поэтому распространение подобной иконописи стало главной причиной создания в 1901 году Комитета попечительства о русской иконописи, находившегося под Высочайшим покровительством императора Николая II (задача комитета - в поддержке старых иконописных центров). Вероятно, продукцию двух фабрик печатных икон определенным образом компрометировали и иностранные фамилии их владельцев - А. Жако и В. Бонакер.

Запретить деятельность обеих фирм в то время было невозможно, но в 1902 году Святейший Синод издал указ, воспрещавший продажу "икон на жести" в церковных лавках. А между тем печатные иконы пришлись по вкусу многим духовным лицам и мирянам. На фабрику Жако, например, приходили хвалебные отзывы о "превосходной и тонкой отделке", "умеренности в цене" и "истинно православном византийском духе и вкусе" этих изделий (из письма игумена Иоанна, настоятеля Святогорского монастыря Псковской епархии, от 29 августа 1900 года). О востребованности продукции фирмы Жако и Ко, по-видимому, более крупной, чем фирма В. Бонакера, говорит ее участие во Всемирной выставке в Париже (1900), Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде (1896) и Первой Всероссийской выставке монастырских работ и церковной утвари в Петербурге (1904). На двух последних иконы фабрики Жако были удостоены золотых медалей.

Источник: http://www.sgazeta.ru/archive/article.php?id=3586

 

Просмотров: 520




Дружеские ссылки