Меню сайта
Приветствие Общая информация Библиотека Статьи Экспонаты Книга отзывов Наши контакты
Разделы
О городе Шуя [3]
Об Ивановской области [0]
О людях [1]
О музейных экспонатах [1]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Все статьи » Раздел: О городе Шуя


О Шуе в 1899 году

   Город Шуя,  в уезде которого  расположен Иваново-Вознесенск, составляет   весьма значительный пункт в промышленном и торговом отношении. Предания говорят, что Шуя принадлежит к числу наших древнейших городов. Утверждают, что посад Шуя назывался прежде Борисоглебской слободой, получившей свое название от церкви этого имени. Такая церковь действительно существовала до эпохи самозванцев. Церковь эту клеврет самозванца, Федор Плещеев, подверг сожжению во время набега на Шую. Подтверждением того, что Шуя называлась прежде Борисоглебской слободой, может служить и грамота Иоанна Грозного, данная в 1574 году дворянам Лазаревым, имевшим вблизи Шуи поместье.
   Особенно громких событий в истории Шуи не имеется. Достойна, однако, удивления та стойкость, с какою жители Шуи, в эпоху самозванцев, оставались верными своему законному царю, между тем как суздальцы успели ему изменить. За это Шуя терпела всевозможные бедствия от поляков и русских изменников, беспощадно относившихся к городу, который не присягнул тушинскому вору. По этому поводу Суздальский изменник, Федор Плещеев, доносил Гетману Сапеге следующее: «Во многихъ государь городехъ отъ великихъ денежныхъ поборовъ учинилась смута великая; и отъ того мужики заворовались и крестъ целовали Василию Шуйскому; я по государеви грамоте и по твоей присылке денегъ собрать мне было вскоре не мочно, потому что шелъ я (язъ) изъ Суздаля на Шую противъ государевыхъ изменниковъ. А се не та пора стала,- въ людяхъ смута великая.  А панъ Комаровскiй былъ со мною жъ въ походе; а на бою подъ нимъ ранили Бахмана. А по государеве грамоте далъ я (язъ) ему изъ суздальскихъ сборныхъ денегъ двадцать рублей. А про Шую писалъ я (язъ) къ государю, что было во зборе детей боярскихъ и мужиковъ разныхъ городовъ двадцать пять тысячъ; и милостiею Божiею и государевымъ счастiемъ мы ихъ побили и острогъ взяли и посады Шуйскiе пожгли и съ мужиками, которые сели по дворомъ и билися съ ними на смерть».
   Из достопримечательностей  Шуи обращает  на себя  внимание   Воскресенский собор. Сам собор не представляет ничего особенного, но в нем хранится знаменитая чудотворная икона Шуйской Смоленской Богоматери. В 1654 году в Шуе свирепствовала моровая язва. Страшась за свою участь, жители решили тогда написать икону Смоленской Божьей Матери.
   Она была написана Герасимом Тихановым. Когда икону принесли в церковь Воскресения, моровая язва стала прекращаться и вскоре совсем прекратилась. Такое чудо возбудило в душах веруюших особенное почитание к иконе. Народ начал стекаться со всех сторон и многие, одержимые разными болезнями, получали исцеление. О чудесах иконы Смоленской Божьей Матери шуйцы рассказывают следующее любопытное предание.
   Когда иконописец Тиханов начала писать икону, он первоначально сделал очерк ее. На другой день, когда хотел продолжать работу, увидел собственное свое начертание иконы измененным и вовсе непохожим на подлинник - правая нога и прочее положение Иисуса Младенца оказались не в том виде, как он начертывал их. Тиханов, считая такое изменение делом случая, или своей ошибкою, начертание свое исправил; но и на третий день, с недоумением и страхом, увидел тот же самоначертанный образ Иисуса. Не осмеливаясь уже более поправлять его, счел это чудо и явным действием промысла Божия и донес о сем начальству и гражданам. Народ, как говорит предание, приведен был в страх таким чудом, и с благоговением прославлял Бога. Тиханову оставалось кончить икону так, как она сама начерталась. Начертание сие имеет следующий вид: вместо обеих простертых ног, как видим на иконе Смоленская Одигитрии, правая ступня Младенца Иисуса стоит на колене левой ноги, придерживаемая несколько левою рукою Спасителя; – правая рука Его, держа символ судеб всего мира, свиток, поставлена локтем на правом колене так, что свиток находится против лика Предвечного Младенца. Следовательно, это было первое чудо от этой святой иконы. Второе чудо – необыкновенный свет, просиявший от иконы по принесении ее в церковь. Третье чудо – многочисленное избавление жителей города Шуи от моровой язвы. Четвертое чудо (по актам 1-е) – исцеление безумного мальчика Якова Григорьева, случившееся 12 лет спустя (1668 г.). В актах о сем чуде говорится, что когда мальчик Григорьев получил исцеление, то ударили в колокола и весь город был тому свидетелем.
   В Шуйской Покровской церкви находится образ св.Иоанна Предтечи и старинный крест весьма искусной работы. По внутреннему богатству особенно замечательна Крестовоздвиженская церковь, первоначальное основание которой покрыто мраком неизвестности. Известно только, что сперва она была деревянная и что в 1693 году вместо деревянной соорудили каменную. Весьма красивое местоположение занимает в Шуе Троицкая кладбищенская церковь. Она стоит на берегу Тезы, на месте бывшего Троицкого мужского монастыря. Внутри ограды аллеи и группы деревьев осеняют могилы и памятники. Вообще, вид Троицкого кладбища носит отпечаток поэтическо-мрачной пустыни и напоминает христианину о загробной жизни.
   В торгово-промышленном отношении Шуя играла довольно значительную роль даже в старину. В царствование Петра I Шуйские заводы обратили на себя внимание великого преобразователя России, что можно усмотреть из следующего акта: «въ нынешнемъ 722 году, мая въ 5-ый день, въ присланномъ его императорскаго величества указе канцелярiи Воеводскаго правленiя, въ Шуйскую Ратушу, написано: велено, для отсылки въ Москву, къ мастеромъ иноземцемъ, къ науке кожевеннаго дела, новымъ манеромъ, выслать учениковъ, изъ Шуянъ, посацкихъ людей, дву человекъ. И по тому его императорскаго величества указу, къ вышеописанной науке кожевеннаго дела, выбравъ изъ Шуянъ посацкихъ людей Ивана Ламанова и Ивана Подшивалова, выслали въ Юрьевъ въ канцелярiю Воеводскаго Правленiя».
   В это же время прислан был в Шую другой указ государя  о  том,   чтобы заводчики накопляющуюся   в заводах  шерсть не бросали, а копили бы  и делали из нее войлоки. В Петровскую эпоху  в Шуе  процветали главным  образом мыловаренное, кожевенное, скорняжное, медное производство и проч. Мыльное производство достигало столь значительных размеров, что для закупки мыла приезжали в Шую покупатели из разных городов.
   Ныне в Шуе насчитывается свыше 80 фабрично-заводских предприятий с 25.000 рабочих и с ежегодным производством в 44 миллиона рублей. Главное место принадлежит бумаготкацкому  производству, затем идет бумагопрядильное, красильное и набивное.

Живописная Россия, 1899 г. Типография товарищества М.О. Вольф, т.6, ч.2, стр. 274-280

Просмотров: 1179




Дружеские ссылки